Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года
1. Прогрессивные деятели педагогики России начала XX в.
В России начало XX в. характеризовалось бурным ростом буржуазных отношений. Развитие образования шло ускоренными темпами. В 1911 г. был принят законопроект «О введении всеобщего обучения». Как и на западе, пропагандировалась «школа учебы», однако все сильнее начинают ощущаться тенденции к обоснованию учебно-воспитательного процесса, построенного на уважении к личности ребенка, стремлении приблизить образование к жизни. В первое десятилетие XX в. главную роль играла деятельность педагогов, сформировавшихся в 80-90-е гг. предыдущего столетия: П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова и др.
Василий Порфирьевич Вахтеров – автор теории «эволюционной педагогики». Участвовал в деятельности Московского комитета грамотности, в организации школ для рабочих и внешкольных учреждений. После доклада «О всеобщем обучении» , содержавшего резкую критику школьной политики самодержавия, в 1896 г. был вынужден подать в отставку. Вахтеров дал аргументированное обоснование финансовой возможности введения всеобщего начального обучения в России, определив его обязательный возраст 8-11 годами вместо традиционно принятых 7-14 лет.
В 1905-07 гг. принимал участие в учреждении Всероссийского учительского союза. Был одним из организаторов и участником Всероссийского съезда по вопросам народного образования , 1-го Всероссийского съезда преподавателей русского языка . После Октябрьской революции вёл методическую работу с учителями, преподавал на курсах ликбеза, читал лекции студентам 2-го МГУ.
Опираясь на эволюционную теорию Ч. Дарвина, В.П. Вахтеров разрабатывал самостоятельную педагогическую концепцию, которая получила название эволюционной педагогики. Её основу составляла идея развития, т.е. трактовка обучения и воспитания как поступательного движения, соединённая с убеждением, что образование во всех его видах и формах является одним из важнейших факторов общественного прогресса. По В.П. Вахтерову, формирование ребёнка зависит от внутреннего стремления к развитию и от влияния окружающей среды. Задача педагога — способствовать благоприятному сочетанию этих условий, изучать индивидуальные особенности ребёнка.