Теории формирования содержания образования
Основные теории формирования содержания образования сложились в конце XVIII - начале XIX веков. Они получили название материальной и формальной теорий содержания образования.
Первую еще называют теорией дидактического материализма, или энциклопедизма. Ее сторонники считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Это убеждение еще в XVII столетии разделял Я.А. Коменский, много лет своей жизни посвятивший работе над учебником, в котором он хотел разместить все знания, необходимые для учащихся. Аналогичным образом понимал цель образования и его современник английский поэт и историк Джон Мильтон. В «Трактате о воспитании» (1644) он рекомендовал, чтобы в течение девяти лет (от 12 до 21 года жизни) ученик в широком объеме овладевал знаниями и умениями в области таких предметов, как родной язык, иностранные языки (не менее пяти), библейская история, история церкви, право, астрономия, естественная история, агрономия, география, всеобщая история, навигация, архитектура, медицина, этика, политика, риторика и логика.
Сторонниками энциклопедической теории содержания образования были также многие известные педагоги XIX столетия. Своих приверженцев эта концепция имеет и сегодня, о чем свидетельствует анализ содержания некоторых программ и учебников. «Энциклопедист» считает, что глубина понимания учениками определенного фрагмента действительности пропорциональна количеству изученного материала. Осознавая важность своей дисциплины и при этом не всегда принимая аналогичную позицию других преподавателей, он старается включить в программу своего предмета как можно больше материала, отдельные части которого слабо связаны между собой. В результате учащиеся оказываются перегружены информацией.
Реализация таких программ требует от учителя торопливой и поверхностной работы, проработки с учениками многих тем на дополнительных занятиях. При этом в школе учащиеся, как правило, оказываются пассивными слушателями, на их головы обрушивается лавина информации, усваиваемая ими только фрагментарно, поверхностно и прежде всего за счет памяти. Дома, будучи предоставлены самим себе, они не всегда могут справиться самостоятельно с учебными задачами.