Теории формирования содержания образования
Дидактический утилитаризм оказал сильное влияние как на содержание, так и на методы обучения в американской школе. В соответствии с положениями этой теории ученикам старались предоставить максимальную свободу, в частности в отношении выбора учебных предметов, которые в свою очередь были разделены на обязательные и факультативные; пытались приспособить обучение к субъективным запросам учащихся, придать ему как можно более «естественный характер», сделать школу местом общественной жизни, а учебную программу - отражающей интересы учащихся.
Практическая реализация основных положений дидактического утилитаризма уже в 30-40-е годы встретилась с острой критикой со стороны многих известных американских ученых, которые обвиняли Дьюи и его сторонников в том, что их деятельность привела к значительному снижению уровня образования в США.
В конце 50-х и в 60-е годы проблема содержания образования вновь актуализируется и находит отражение в таких теориях, как экземпляризм, функциональный материализм, операциональная структуризация учебного материала.
Теория экземпляризма, или парадигмального обучения, разработана в 1958 г. западногерманским дидактом Г. Шейерлем. Он и его сторонники исходят из необходимости сокращения объема учебного материала, предусмотренного программами разных типов школ. Однако это сокращение не должно привести к обеднению образа мира, складывающегося в сознании учеников.
Для разрешения такого противоречия предлагается концепция парадигмального обучения (от греческого paradigma - «пример», «образец»). В соответствии с этой концепцией учебный материал следует представлять в программе не столько систематически, как это обычно делается, сколько «фокусно». Например, все богатство материала по средневековью можно охватить всего 10-12 темами, каждая из которых включает типичные события, своеобразные «узловые точки» этой эпохи. Ученик должен узнать ровно столько, сколько требуется для того, чтобы он сумел создать для себя образ неповторимых особенностей средних веков. Это позволило бы ему отличать данный период от других исторических эпох. Таким образом, совсем не обязательно соблюдать хронологическую последовательность. Нужно предоставить учителю свободу выбора темы из многих других, включенных в программу.