Теоретические вопросы исследования национальных ценностей образования
1. Существенной предпосылкой решения теоретических вопросов и конкретных проблем исследования является определение тех исходных методологических позиций, которые призваны обусловливать всю работу по достижению цели и задач раскрытия существа ценностных приоритетов сферы образования и генезиса процесса их практической реализации.
В этой связи первой исходной методологической позицией осуществляемого исследования следует признать абсолютную цельность методологических построений и конкретных историко-педагогических разработок по избранной проблеме.
2. Не менее значимой исходной методологической позицией предпринятого исследования выступает тезис о важности специального внимания к человеческому сознанию , о признании его активной роли в истории. Приверженность этому тезису всегда была присуща выдающимся отечественным и зарубежным ученым.
Они единодушны в том, что человеческое сознание, точнее человеческая психика представляет собой системообразующий фактор как в человеческой истории, так и в ее познании.
Однако видные ученые соглашались всегда в том, что полное воспроизведение «чужого я» невозможно и именно это обусловливает границы исторического, и в целом гуманитарного познания. В этом смысле перспективным может стать такой жанр исследования, каким является история личности, в рамках которого создаются наиболее благоприятные возможности изучения человеческой психики, понимания человека прошлого . Такой подход тем более актуален для нашей историко-педагогической науки, что до настоящего времени она практически его реализовывала совершенно недостаточно.
3. Решение указанной выше актуальной задачи историко-педагогической науки предполагает и соответствующую ей трактовку исторического источника, который может рассматриваться как «реализованный продукт человеческой психики».
4. В плане осуществляемого исследования особое место в качестве одной из его исходных методологических позиций занимает положение о том, что осознание абсолютных ценностей объединяет людей, живущих в разных странах и частях света, принадлежащих порой к различным слоям общества. Эта объединительная, интегративная функция такого рода ценностей придает им общечеловеческое значение, но и не умаляет их национальное своеобразие, а наоборот, требует внимания к его выяснению и раскрытию.