Сущность содержания образования и его исторический характер

Итак, при личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и создает возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.

Традиционная педагогика целью образования считала формирование социально значимых качеств, развитие человека как члена общества. Человек же являет собой единство трех сущностей: природной, социальной, культурной. Осуществляя образование, педагоги стремятся человека природного как можно быстрее сделать человеком социальным. Но между природой и социумом лежит культура, помогающая разрешить противоречие между природным и социальным началами в человеке. Поэтому вхождение ребенка в социальную жизнь должно осуществляться через культуру. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее. Культурная сущность человека является системообразующим компонентом его целостности (Е.В. Бондаревская).

В соответствии со сказанным личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать,, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).

Содержание образования носит исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.