Сущность социально-педагогической поддержки ребенка
Концептуальные идеи педагогической поддержки, сформулированные О.С. Газманом в начале 1990-х гг., были затем развиты группой его соратников (Е.А. Александрова, Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, К. Валстром, М.В. Гусаковский, П. Зваал, А.В. Иванов, Н.В. Иванова, Н.Б. Крылова, ТА. Мерцалова, Н.Н. Михайлова, А.В. Мудрик, С.Д. Поляков, П. Понте, Р. Романо, Т.В. Фролова, И.Д. Фрумин, СМ. Юсфин, И.С. Якиманская и др).
Педагогическая поддержка рассматривается как основание процесса индивидуализации образования, саморазвития личности ребенка; составляющая культурной парадигмы современного образования; принцип личностно ориентированной педагогики; функция участников образовательного процесса; основа современной культуросообразной школы; как организационно-управленческая система.
Педагогическая поддержка — процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни, в развитии индивидуальности (О.С. Газман).
Семантический и педагогический смысл понятия "поддержка" заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие "самости", самостоятельности человека, саморазвития.
Основные принципы, обеспечивающие педагогическую поддержку: согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на личные силы и потенциальные возможности личности, вера в эти возможности ребенка, ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия, сотрудничество, содействие, конфиденциальность, доброжелательность и безоценочность, безопасность, защита здоровья, прав человеческого достоинства, реализация принципа "Не навреди", обучение приемам психологической самозащиты.
Предметом педагогической поддержки становится совместное с ребенком определение его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих его индивидуальному развитию. Источником препятствия выступает какая-либо недостаточность в самом субъекте (Я-препятствия), в социальной среде, в материальных условиях.