Сущность социально-педагогической поддержки ребенка

С другой стороны, он ориентирован на развитие целеполагания школьника, т. е. его способности и возможности определять цели собственной деятельности. Принцип самоактуализации предполагает ориентацию целей субъектов совместной деятельности на развитие мотивации ученика к познанию и творчеству, потребности в актуализации интеллектуального, творчесского, личностного потенциала. Принцип сотрудничества предполагает субъект-субъектное взаимодействие педагога и ребенка, их равноправную, активную совместную деятельность по определению целей, содержания, способов деятельности. Принцип продуктивности деятельности состоит в направленности совместной деятельности на достижение результата социально-педагогической поддержки — личностно значимого для старшеклассника продукта самостоятельной деятельности.

Закономерность эффективности: эффективность социализации ребенка зависит от системы социально-педагогической поддержки, созданной в образовательном учреждении. Системный характер социально-педагогической поддержки проявляется в том, что частичная реализация отдельных мер не обеспечивает качественного результата. Эта закономерность раскрывается через принципы вариативности, выбора, фасилитации, обратной связи, гибкости.

Принцип вариативности рассматривается как способность системы социально-педагогической поддержки предоставлять

многообразие полноценных, разнообразных вариантов индивидуальных образовательных траекторий и возможность выбора образовательного пути. Принцип выбора заключается в праве школьника выбирать индивидуальную образовательную траекторию, содержание и способы получения знаний. Принцип фасилитации предполагает фасилитирующее воздействие системы социально-педагогической поддержки на социализацию школьника. Механизм фасилитации заключается в стимулирующем влиянии деятельности субъектов совместной деятельности друг на друга. Принцип обратной связи — это принцип регуляции системы социально-педагогической поддержки, он предполагает влияние результатов деятельности субъекта (педагога, учреждения) на последующее функционирование взаимодействующего с ним субъекта.