Сущность социально-педагогической поддержки ребенка

Социально-педагогическая поддержка имеет свои закономерности, раскрытые Н.А. Соколовой и получившие дальней шее развитие.

Внешняя закономерность: социально-педагогическая поддержка зависит от процесса демократизации общества, системы образования, восприятия ребенка обществом как субъекта собственного развития. Этим и объясняется тот факт что педагогическая и социально-педагогическая поддержка явления в отечественной педагогике новые, активно исследуемые лишь последние годы. Их появление в советской педагогике было практически невозможно, поскольку цели, ценностные установки той эпохи отличаются от целей и ценностей требований, предъявляемых личности в настоящее время, что в свою очередь влияет на содержание педагогической деятельности. Данная закономерность раскрывается через принцип демократизации, свободосообразности, гуманности, субъектности.

Сущность принципа демократизации состоит в признании равных прав всех участников процесса образования на обсуждение, принятие и реализацию основных вопросов их жизнедеятельности. Принцип свободосообразности предполагает прав ребенка на свободный выбор жизненного пути, системы ценностей, способов, средств удовлетворения познавательных, творческих потребностей. Принцип гуманности заключается в признании ребенка высшей ценностью образования, обеспечения его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Принцип субъектности заключается в превращении ученика из объекта образовательных воздействий в субъекта собственной деятельности.

Закономерность обусловленности: содержание социально-педагогической поддержки обусловлено целями субъектов совместной деятельности: школьника, педагога, образовательного учреждения, его среды. Содержание социально-педагогической поддержки зависит от познавательных, творческих потребностей детей, от целей, которые они стремятся достичь в образовании. Принцип целенаправленности, с одной стороны, состоит в том, что усилия субъектов деятельности должны быть ориентированы на достижение основной цели.