Сущность социально-педагогической поддержки ребенка

В педагогической литературе разработано еще одно понятие "педагогическая защита" — способ оказания помощи ребенку в ситуациях опасности.

Нереализованность потребности в безопасности в школе подтверждают материалы социологического опроса, где более 60% учащихся школы сообщили, что им необходим человек — "защитник их интересов в школе и помощник в решении трудных ситуаций".

Защита требуется ребенку, когда он, с одной стороны, не осознает, что его жизни и здоровью угрожает опасность, с другой стороны, когда он понимает наличие угрозы для себя, но не в состоянии с ней справиться и просит помощи. В этом состоянии у него актуализируется потребность в безопасности. Если педагогическая поддержка охватывает весь спектр потребностной сферы человека (от физиологических потребностей до потребности в самоактуализации, по А. Маслоу), то педагогическая защита направлена на ослабление только потребности в безопасности и выработки у ребенка собственных способов защиты себя. Ребенок не всегда осознает меру опасности или сам не знает, как справится с имеющейся угрозой. Угрозы, опасности могут исходить от природы (стихия, наводнения, смерчи, ураганы, землетрясение, пожары, селевые потоки и т. д.), от материального мира (взрывы газа в доме, порез стеклом, опасность от материальных объектов — старых домов, испорченной мебели и т. д.), от людей (взрослых, родителей, учителей, сверстников из социального окружения, учащихся), от самого себя. Для этого нужна специфическая педагогическая деятельность — педагогическая защита.

Под "педагогической защитой" мы понимаем систему педагогических действий, обеспечивающих физическую, психическую и социальную безопасность отдельного субъекта (воспитанника) в образовательном процессе, отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для развития его духовных и физических сил. Отсюда следует, что педагогическая защита необходима ребенку в его физиологическом, психическом и социальном развитии.

В научной литературе используется еще одно схожее с предыдущими понятиями — "сопровождение". По мнению различных ученых (М.Р. Битянова, В.А. Горянина, B.C. Мухина), под сопровождением следует понимать взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого.