Сущность понятия ориентировочная основа деятельности
Согласно деятельностному подходу к обучению, ориентировочная основа деятельности включает:
1. Образ конечного продукта или представление о конечном результате. В теоретическом обучении - это ответы к заданиям и задачам, описание результатов, схемы, графики, а в практическом обучении - некоторые образцы, макеты, модели.
2. Объект преобразования или материал для деятельности и ее предмет. В практическом обучении - это заготовки, материалы, площадки для монтажа, устройства, которые следует отремонтировать и т. д., а в теоретическом обучении - условия задач, заданий, вопросы, сформулированная проблема и т. д.
3. Средства деятельности, т. е. инструменты, инструкции и чертежи, карты, таблицы, алгоритмы и формулы расчета, обоснования, теории, выводы.
4. Технологию деятельности или представления о способах ее осуществления, которые включают состав приемов, их последовательность, представленная в форме карт, таблиц, учебных элементов, методику выбора, порядок решения, указания и инструкции.
Степень включения и взаимосвязь данных элементов определяют структуру ориентировочной основы деятельности и выбранные способы обучения. Именно от степени включения данных компонентов при изложении нового материала зависит эффективность обучения, качество выполнения действий, количество и состав ошибок, иными словами, успешность учебной работы и качество обучения.
ООД может включать различный состав перечисленных выше элементов и в соответствии с этим быть полной или неполной. Состав ООД и качественная характеристика входящих в нее компонентов определяет тип учебной деятельности или так называемый «тип учения», один из которых относится к неполной ООД, два других - к полной ООД,