Сущность инновационной деятельности социального педагога

Проблема мотивационной готовности, восприимчивости к педагогическим инновациям является одной из центральных в подготовке социального педагога, так как только адекватная целям инновационной деятельности мотивация может обеспечить осуществление этой деятельности и самораскрытие личности. Инновационная деятельность, как и любая деятельность, полимотивирована. Мотивационный компонент инновационной деятельности рассматривают, как правило, в двух направлениях: с точки зрения места профессиональной мотивации в общей структуре мотивов и оценки отношения педагога к изменениям, т.е. оценки потребности в педагогических новшествах, их. восприимчивости. Исследователи выделяют четыре группы профессиональных мотивов преподавателя: материальные стимулы; побуждения, связанные с самоутверждением; профессиональные мотивы; мотивы личностной самореализации.

Материальные стимулы связаны с материальным вознаграждением, присвоением более высокого разряда, удовлетворительными условиями труда и режимом работы, ослаблением требований и контроля.

Мотивы внешнего самоутверждения преподавателя проявляются в основном через положительную оценку окружающих. Мотивы самоутверждения также тесно связаны с самооценкой. Эти мотивы имеют большое значение в инновационной деятельности педагога, и их достижение существенно зависит от специфики самооценки. Возможны различные варианты: один имеет место тогда, когда педагог осознает зависимость между собственным вкладом в успешность деятельности и внешней оценкой этого вклада. Деятельность в этом случае будет сопряжена с поиском путей внешней оценки повышения ее эффективности. При анализе своей деятельности социальный педагог сосредотачивается на положительных моментах реализации задуманного и не замечает или замечает не в полной мере неудачи. Чем выше притязания такого педагога, тем признание более значительного успеха необходимо для его самоутверждения.