Сущность и содержание социального воспитания
Эффективность социального воспитания зависит от уровня взаимодействия разнообразных социальных институтов, прежде всего от взаимодействия семьи, образовательно-воспитательных учреждений и социальных служб.
Задачи социального воспитания:
1. Оказание помощи ребенку в успешном и эффективном прохождении процесса социальной адаптации, социальной автономизации и социальной интеграции.
2. Индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное состояние ребенка.
3. Защита прав ребенка на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение.
4. Охрана здоровья ребенка, организация его социальной, физической, познавательной и творческой деятельности.
5. Помощь детям и подросткам в принятии самостоятельных решений в организации своей жизни.
Результатом социального воспитания личности является воспитанность ребенка (подростка). Воспитанность — это результат влияния не только воспитания, но и относительно направляемой и стихийной социализации. К.Д. Ушинский отмечал, что воспитанность — это "образование в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты".
Однако социальное воспитание может осуществляться на разной ценностной основе. Целенаправленная деятельность воспитателя или общества по формированию социально значимых качеств личности ребенка может осуществляться как авторитарно — давление, насильственное требование по принятию общественных норм, так и гуманно — уважительное и доброжелательное отношение к ребенку, создание культурной среды, обеспечивающей оказание ненасильственного влияния на процесс социализации личности.