Сущность и содержание социального воспитания

В мировой системе образования не существует как такового понятия "воспитание" или "социальное воспитание", хотя широко известен термин "гайденс". В широком смысле "гайденс" — помощь в любой затруднительной ситуации, когда личность стоит перед необходимостью выбора, принятия решения или адаптации к новым условиям. В узком смысле — процесс оказания помощи личности в самопознании ею окружающего мира с целью применения знаний для успешной учебы, выбора профессии и развития своих способностей. Осуществляя воспитывающее воздействие на американских школьников для привития им определенных личностных качеств, "гайденс" активно участвует в их социализации, фиксирует академические успехи, контролирует идеологическое и нравственное развитие, содействует разрешению возникающих в их жизни конфликтов.

В Америке в содержание понятия guidance включается и classroom environment, что означает создание окружающей обстановки класса, атмосферы, среды или экологии класса.

В Англии суть социального воспитания наиболее точно выражается в следующих понятиях: pastoral care — пасторская забота; tutoring — опекунство.

В Голландии смысл обсуждаемого понятия передается через англ. scool counselling and guidance and carer counselling, что переводится как система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе и в выборе профессионального пути (иногда переводят как педагогическая помощь и поддержка в образовании и выборе карьеры). Другой вариант — pedagogical support (педагогическая поддержка).

Совершенствование содержания деятельности специалистов системы counselling and guidance привело в Англии к тому, что в настоящий момент, употребляя guidance, имеют в виду деятельность, направленную на социальное и индивидуальное развитие личности, что предполагает обучение социальным навыкам, совётование, профессиональное ориентирование, информирование о возможном изучении предметов, помощь в их выборе, поддержку, опекунство.