Сущность и содержание социального воспитания

В Советском Союзе в 20-е гг. особое значение приобрело "социологизаторское" направление, отраженное в теории и практике взаимодействия личности и среды, которая тогда рассматривалась как проблема взаимообусловленности педагогической цели и воспитательного средства, т. е. возможности активного развития личности нового типа в условиях пролетарского государства. В результате большинство ученых начинают придерживаться идеи приоритетности развития общества над отдельным человеком, соответствующим образом определялась и функция среды—она должна была оказывать формирующее действие на детей.

Идеология социального воспитания в Советской России разрабатывалась руководителями Наркомата просвещения, придававшими первостепенное значение организации среды. "Надо изучить среду "во всех ее особенностях, — указывал А.В. Луначарский, — ...как объекта нашего воздействия и... как действующей рядом силы. Школа должна найти в окружающей среде и объединить вокруг себя все положительные силы, организовать их и направить на воспитание детей, на борьбу с тем, что этому воспитанию мешает" .

Однако такие ученые, как П.П. Блонский, СЛ. Рубинштейн, СТ. Шацкий (в своих воззрениях примерно до 1929 г.) и другие, опиравшиеся на идеи антропологической педагогики XIX в., "свободного воспитания" с его гуманистическими идеалами, предлагали в вопросах социального воспитания идти "от ребенка".

В результате, в конце 30-х гг. политехнизация школьного образования приостановила развитие этого направления, и постепенно всеобщий интерес к данной проблеме угас. Теоретические представления о всеобъемлющей (тотальной) детерминации индивидуальной жизни, в том числе и воспитания, оказали влияние на формирование советской педагогики 30-х гг. после разгрома педологии и дореволюционного педагогического корпуса России. Были прекращены все исследования в области социального воспитания, как тогда называлось это направление. Официальная советская педагогика разрабатывала лишь отдельные узкие фрагменты социально значимой проблематики.

Таким образом, в России в связи с изменившимися социальными условиями происходит переход от христианского воспитания к социальному, который в конце 30-х гг. был запрещен.