Структурные компоненты социально-педагогической поддержки

Гносеологическая функция — это создание условий для мотивации школьников и овладения учащимися научными знаниями, научными открытиями в сфере естественных, точных, социальных наук. Это создание разнообразных предметных клубов, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, использование технологий обучения, направленных саморазвитие обучающихся.

Культурологическая функция предполагает не только освоение на уроках истории и объектов культуры, системы общественных отношений, норм и правил жизнедеятельности человеческого сообщества, но и активное участие личности в жизни школы, социума (ученическом самоуправлении, трудовых акциях, творчестве и т. д.).

Преобразующая функция проявляется в создании условий для стремления школьника к нравственному самосовершенствованию, познавательной активности, развитию эстетического вкуса в одежде, эстетического и этического поведения, участия в творческом обновлении себя, предметной сферы школы, своего субкультурного пространства.

Духовно-нравственный компонент социально-педагогической поддержки можно классифицировать по разным основаниям:

- по направлениям воспитательной работы педагога (эстетическое, нравственное, патриотическое, интеллектуальное);

- по методам воспитания — методы формирования нравственного опыта в поведении и деятельности (этикет, практическая деятельность по оказанию помощи нуждающимся); методы формирования нравственного сознания (осмысление нравственных поступков, подвигов на уроках); методы поощрения и личной ответственности (вербальные и невербальные поощрения, создание условий для осмысления школьником своего безнравственного поступка как его личной проблемы);

- по средствам воспитания (словесные и практические по принципу доминирования), например, просмотр кинофильма и

его обсуждение, трудовые акции по благоустройству детской площадки.