Структурные компоненты социально-педагогической поддержки

Внешний облик субъектов среды формируется прежде всего через личность педагога, который создает условия для детского творчества, способствует творческому развитию школьников, совместному и индивидуальному постижению эстетических свойств и образно-смысловых контекстов эстетического и художественного творения, развивая творческое сознание и творческое воображение (Л.П. Печко).

Учитель совместно с детьми рассматривает особенности моды, стиля одежды, рассматривает понятия "эстетический вкус" и "безвкусица", стремится демонстрировать эстетику своей одежды. Вопросы внешнего вида могут возникать и в учебное время, при обсуждении обликов литературных героев, на уроках мировой художественной культуры при изучении произведений искусства, а также во внеурочное время — во время дискуссий на классных часах о моде, ее направлениях, перспективах развития; в клубах общения, художественных кружках.

Эстетический аспект социально-педагогической поддержки должен быть важным фактором гармонического, мажорного стиля взаимоотношений педагогов, школьников и их родителей. Окрики, брань со стороны учителя, а затем призывы к уважительному, гуманному, эстетическому общению школьников вызывают у последних только обратную реакцию — неприятие эстетических норм взаимодействия, их лживость и нежизнеспособность.

Эстетический аспект социально-педагогической поддержки школы призван обогатить учащихся способами вхождения в эстетическую культуру человечества.

Этикет в школе — это не только правила культурного поведения, но и осознание его сущности как стремление личности не доставлять другому неудобства и оказывать помощь. Школьный этикет включает педагогический и ученический этикет, охватывает аспекты внешнего вида, речевого этикета, манеру поведения. Школьный этикет формируется на специально организованных занятиях в учебное время, на классных часах (тренинги, дискуссии, игры), в практической жизнедеятельности субъектов культурной среды школы, в процессе общения, а также путем введения, осмысления и использования норм этикетного поведения, закрепленных в правилах для учащихся, уставе и законах школы.