Структурные компоненты социально-педагогической поддержки

Духовно-нравственный компонент школы включает: мировоззренческий и эстетический аспекты, этикет школьного сообщества, направленные на формирование мировосприятия; а также познавательную и социализирующую деятельность, направленные на формирование миропонимания, которые реализуются в работе и общении в урочное и внеурочное время.

Мировоззренческий аспект. На уроках истории, литературы, биологии и других предметов, в процессе лекций, бесед, дискуссий происходит осмысление нравственных поступков исторических личностей, литературных героев, ученых, специалистов по оказанию помощи людям, животным, растениям, памятникам культуры; тем самым постепенно формируются гуманистические ценности.

Во внеурочное время организуется совместная деятельность по благоустройству школы, помощи престарелым, малышам, инвалидам, защите птиц, животных, деревьев, водоемов. Ребята участвуют в очистке парков и лесных зон от мусора, заботятся о детских площадках, скульптурах, архитектурных памятниках, своих домах. Ребята участвуют в обсуждении проблем современного общества с его конфликтами и катастрофами, стремятся к определению их причин и способов разрешения. Участвуют в выработке правил жизнедеятельности школы, в основе которых лежит помощь слабым, новеньким, забота о школьном здании, культурные взаимоотношения мальчиков и девочек и т. д.

Эстетический аспект социально-педагогической поддержки школы формируется через предметы, внешний облик ее субъектов, отношения между ними, а также освоение произведений искусства. Он должна быть привлекательным и многообразным, постоянно находиться в творческом развитии.

Предметы эстетического аспекта социально-педагогической поддержки — это со вкусом оборудованные помещения школы, ее оформление. Например, в одном профессиональном училище г. Зеленограда был проведен конкурс дизайн-проектов оформления. В результате в фойе здания силами учащихся, их родителей и педагогов был создан зимний сад с фонтаном. В школе № 734 г. Москвы студийцы скульптурной мастерской оборудовали "уголки" русских народных сказок и басен. В школе № 1940 регулярно действует сменная выставка творческих работ учащихся из художественной мастерской, в школе оборудованы рекреации по учебным предметам (исторический зал, математический зал, географический зал и т. д.). Важно, чтобы объекты школьных помещений стали объектами постоянного творческого воспроизводства, стимулирования восприятия, развития эстетических чувств, вкуса, оценивания, творческого преобразования.