Структура типового блока уроков
Строки этой таблицы могут служить определениями соответствующих форм организации урока. Например, «беседой называется организация обучения, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме». Мы получим четыре различных определения, так как строки различны, на едином языке.
Теперь, исходя из выделенных признаков, можно выстроить критерии выбора. Сделаем это для группы критериев, зависящих от характера материала. Сначала дадим комментарии к используемым критериям, а затем сведем их в таблицу. Под характером материала будем понимать преобладание в нем основного объема или дополнительного. База ранее изученного материала характеризует как большой или малый объем учебной информации, над которой будет надстраиваться изучаемый материал. Количество задач — характеристика ведущего компонента. Значение "большое" свидетельствует о преобладании компонента "способ деятельности", "малое" — "знание" или "ценностные ориентации". Соответственно это может каким-то образом показывать меру «теоретичности» изучаемого через объем заданного материала, для работы над которым необходима данная информация. Здесь не идет речь о задачах, предназначенных только для закрепления самого данного материала. Объем нового содержания может быть малым в большом объеме собственно материала, а может почти совпадать с ним. Для ясности приведём пример. Когда изучается первая из буржуазных революций - английская, знакомство с фактическим материалом сопровождается введением значительного количества историографических понятий — предпосылки, движущие силы, гегемон, революционная ситуация и так далее. При изучении второй буржуазной революции, французской, рассматривается фактический материал с опорой на ранее введённые историографические понятия. Объём нового содержания в этом случае меньше, хотя собственно фактического материала очень много. При изучении третьей, германской, буржуазной революции, уже и фактический материал изучается на аналогиях и обобщениях, то есть объём нового содержания ещё меньше.