Стратегия развития профильного обучения в Ханты-Мансийском автономном округе
Недавно, на традиционном августовском совещании педагогических работников, мы обсуждали современную модель образования до 2020 года, которая создает облик образования на ближайшие десятилетия, содержит в себе требования стремительно развивающейся экономики завтрашнего дня.
Напомним основные характеристики инновационной экономики:
- максимальная гибкость;
- опора на креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития;
- многократные изменения технологий за короткие промежутки времени;
- смена социального позиционирования: от однократного освоения профессии к способности адаптироваться к изменениям на рынке труда.
Нетрудно заметить, что перечисленные характеристики в равной степени относятся и к сфере образования, следовательно, образование необходимо рассматривать как основу эффективной экономики, ядро карьеры человека, его профессиональной и социальной успешности в течение всей жизни.
Проводимая комплексная модернизация системы общего образования с целью повышения его качества, доступности и эффективности в реализации современной модели образования приобретает новое звучание. Среди приоритетных направлений реализации современной модели образования - завершение к 2010 году организационного перехода на принципы профильного обучения.
Основным нормативным документом федерального уровня является Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования в 2002 году. В соответствии с Концепцией профильное образование является одним из видов дифференциации и индивидуализации обучения, формой организации учебной деятельности, при которой учитываются интересы, склонности, способности обучающихся, создаются условия для развития в соответствии с их профессиональными намерениями.