Стратегия развития профильного обучения в Ханты-Мансийском автономном округе
Общая численность учреждений общего образования автономного округа, реализующих профильное обучение по модели сетевой организации - 75, что составляет 1/3 школ, реализующих профильное обучение. При этом сетевая форма взаимодействия наиболее распространена в городах.
Анализируя данные муниципальных органов управления образованием и общеобразовательных учреждений, мы отмечаем, что сетевые формы взаимодействия не нашли необходимого распространения в автономном округе. Каждое общеобразовательное учреждение в условиях подушевого финансирования стремится сохранить собственный контингент. Ситуация частичного прохождения программы в другом учреждении затруднена также в связи с не разработанностью механизма взаиморасчетов и взаимозачетов, трудностями при составлении расписания, а также организационными неудобствами учащихся при обучении более чем в одном учреждении.
В автономном округе имеется опыт различных вариантов сетевого взаимодействия. Приведу в качестве примера наши крупные города. В Нижневартовске сетевое взаимодействие начало только развиваться, но это взаимодействие распространяется в основном на учреждения среднего и высшего профессионального образования, а между общеобразовательными учреждениями его практически нет. В Сургуте взаимодействие более разнообразное, в сеть включены общеобразовательные учреждения, межшкольные учебные комбинаты, учреждения дополнительного образования, учреждения профессионального образования.
При желании ввести профиль и недостаточности ресурсов для его обеспечения общеобразовательному учреждению целесообразно воспользоваться помощью от ресурсных центров профильного обучения, в роли которых могут выступать как другие общеобразовательные учреждения, так и учреждения дополнительного и профессионального образования. В автономном округе насчитывается 35 ресурсных центров: 19 - общеобразовательные школы, 12 - учреждения дополнительного образования, 4 - учреждения профессионального образования. Ресурсными центрами предпрофильной подготовки и профильного обучения, ориентированного на технологический и информационно-технологический профили, могут быть межшкольные учебные комбинаты. Мы предлагаем проанализировать ресурсное обеспечение профилей и использовать имеющиеся в муниципалитетах ресурсы более эффективно.