Стратегия развития профильного обучения в Ханты-Мансийском автономном округе
В профильных классах работают учителя высшей и первой квалификационной категории, их доля около 75%, соответствующие курсы повышения квалификации прошли 41% педагогов по предпрофильной подготовке и 44% - по профильному обучению. По данным муниципальных органов управления образованием 30% учителей, работающих в профильных классах, желают пройти курсовую подготовку по профильному обучению.
Направления повышения квалификации, связанные с методическими и содержательными аспектами предпрофильной подготовки и профильного обучения, заметно преобладают над инновационными организационно-педагогическими и психолого- педагогическими аспектами, составляющими суть современного понимания предпрофильной подготовки и профильного обучения . В результате профильное обучение может восприниматься педагогом как очередная версия расширения содержания образования путём усиления много предметности, но не как выход школы на принципиально новый уровень организации образовательного пространства учащихся. В подавляющем большинстве школ не существует специализации учителей в соответствии с профилем обучения учащихся. То есть, как правило, один и тот же учитель ведет предмет и на базовом, и на профильном уровне.
Все это ведет к скрытой перегрузке учителя, не позволяющей ему освоить разноуровневое преподавание предмета. Благоприятным условием для решения этой проблемы становится партнерство школ в муниципалитетах, формирование нового учителя - сетевого.
Существенно влияет на развитие профильного обучения психологическая неготовность педагогов - слабая мотивация учителей к работе в условиях профильного обучения и, как следствие, недостаточная профессиональная. Подготовленность педагогических кадров к преподаванию своего предмета на профильном уровне. А для этого необходимо изучать и использовать современные педагогические технологии, учитывающие разнообразные аспекты личности, предполагающие организацию интерактивного взаимодействия «ученик - ученик», «ученик - информация».
Целью перехода на новые образовательные технологии является разрушение многолетнего педагогического стереотипа, согласно которому учитель - источник информации и главное действующее лицо образовательного процесса. Главным деятелем в образовательном процессе становятся учащиеся, а учитель - это организатор их учебной деятельности, представляющей собой построение собственной картины мира через взаимодействие с современными информационными источниками.