Стиль педагогического общения как фактор, обусловливающий поведение детей
У каждого педагога есть своя воспитательная стратегия, а точнее, модель взаимодействия с детьми. Наиболее содержательные характеристики моделей взаимодействия педагога с детьми даются В. А. Петровским.
МОДЕЛЬ «НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА» В ЖИЗНЬ РЕБЕНКА
При такой модели взаимодействия для педагога характерна отстраненность от детей, которую можно выразить словами: «Оставьте меня в покое».
Педагог проявляет по отношению к детям безразличие, равнодушие, раздраженное неприятие. Ребенку не оказывается эмоциональная поддержка, не предлагаются альтернативные варианты поведения, он остается наедине со своими трудностями.
Тактика общения здесь такова: «мирное сосуществование», «рядом, но не вместе».
Личностная позиция педагога — избегать ответственности.
Ребенок воспринимается им как обуза, досадная помеха в решении собственных проблем.
УЧЕБНО-ДИСЦИПЛИНАРНАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕНИЯ
Основной целью этой модели выступает стремление вооружить ребенка знаниями, умениями и навыками.
Ребенок в данном случае является объектом воздействия взрослого. Активность педагога преобладает над активностью ребенка, который вынужден подстраиваться под взрослого. Характерные способы общения: наставление, разъяснение, запрет, требование, угроза, наказание, и т. д.
Личностная позиция педагога: удовлетворять требования руководства и контролирующих инстанций.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ