Становление системы специального образования
С начала ХIХ в. в ряде стран принимаются нормативные акты о введении специального образования:
1817 г. Дания - Акт об обязательном обучении глухих.
1842 г. Швеция - Закон о начальном образовании. Предусматривающий введение «минимального плана» для бедных детей и «детей с недостаточной способностью приобретать знания в полном объеме, предлагаемом системой образования».
1873 г. Саксония - Закон об обязательном обучении слепых, глухих, умственно отсталых.
1881 г. Норвегия - Закон об обязательном обучении глухих.
1882 г. Норвегия - Закон об обучении умственно отсталых.
1884 г. Пруссия - Циркуляр о выводе из вспомогательных классов педагогически запущенных детей из неблагополучных семей. Новая редакция 1887 г. Швеция - Закона о начальном образовании различает бедных и слабоумных детей.
1889 г. Швеция - Закон об обязательном восьмилетнем обучении глухих. 1892 г. Пруссия - Циркуляр, подтверждающий необходимость расширения сети вспомогательных классов.
1893 г. Англия - Закон о начальном образовании глухих и слепых. Закон об обязательном обучении слепых.
1896 г. Швеция - Закон об обучении умственно отсталых детей.
1899 г. Англия - Закон об обязательном обучении глухих, слепых, умственно отсталых.
1900 г. Франция - Закон об организации вспомогательных классов и школ. 1914 г. Бельгия - Закон об обязательном обучении инициирует открытие государственных школ для умственно отсталых.
1920 г. Нидерланды - Положение об образовании умственно отсталых, глухих, слабослышащих, слепых детей.