Становление профессионального образования за рубежом
Эпоха позднего европейского Средневековья (ХIV – начало ХVII в.) ознаменовалась событиями, которые в корне меняли приоритеты и подходы к воспитанию и образованию. Эти события были связаны с культурными и идейными движениями, получившими название Возрождения и Реформации.
Первым, кто поднял идею воспитания до уровня соединения обучения с производительным трудом, был английский гуманист, государственный деятель и писатель Т. Мор (1478–1535). Всемирную известность ему принес трактат «Утопия», содержащий описание идеального строя на острове Утопия. Труд на этом острове составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращен до шести часов, наиболее тяжелые работы выполняют преступники. Основой воспитания является земледелие, которое изучается в школах теоретически, на полях – практически: обучение соединено с производительным трудом. Кроме земледелия каждый должен обучаться по крайней мере одному ремеслу еще в детском возрасте. Практическое воплощение эта идея получила благодаря И.Г. Песталоцци (1746–1827) и Р. Оуэну (1771–1858) лишь в конце ХVIII – начале ХIХ в.
И.Г. Песталоцци в Нейгофе (Швейцария) организовал «Учреждение для бедных» в 1774 г. Он сделал попытку соединить обучение с производительным трудом и даже создать образцовое рентабельное хозяйство. Дети работали на сельскохозяйственной ферме, в прядильной и ткацких мастерских. Однако из-за плохой технической оснащенности и низкой производительности детского труда в условиях рынка и конкуренции дело окончилось крахом, а сам организатор учреждения для бедных разорился. Труд, как считал мыслитель, развивает силы, ум, формирует нравственность, учит презирать слова, оторванные от дела вырабатывает точность, правдивость, создание правильных взаимоотношений между взрослыми и детьми и детей друг с другом. Идею трудового воспитания И.Г.Песталоцци мечтал реализовать при создании «Азбуки умений», в которую помимо физических упражнений предполагал включить и посильные для детей виды трудовой деятельности.
Успешно осуществил свои педагогические эксперименты Р. Оуэн в Нью-Лэнарке (Шотландия). Р. Оуэн создал образовательные школы для детей рабочих разного возраста. В одной из них девочек до десяти лет обучали шитью, вязанию, а мальчиков – садоводству и простейшим ремеслам. В другой – подростки с десяти лет и старше уже работали на фабрике по сокращенному времени и могли продолжать обучение в вечерних классах. В 1816 г. В этих школах насчитывалось до 400 учеников. Впервые на практике было осуществлено соединение обучения с производительным трудом.