Становление профессионального образования за рубежом

Развитие капиталистических отношений, индустриального произ-водства, прогресс науки, техники и культуры вызвали массовое вовлечение детей и подростков в производство, показали объективную и насущную необходимость

в развитии профессиональных школ и ученичества. В конце XVIII в. возникает новая тенденция, в которой (в отличие от предыдущей, ориентировавшейся на знание) акцент делается на владение технологией, орудиями, инструментами.

В проектах переустройства человеческого общества, которые предложили социалисты-утописты первой половины XIX в. (К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, Э. Кабе и др.), были представлены подходы к профессиональной подготовке в обществе будущего: всеобщность труда, гуманное отношение к детству, всестороннее развитие детей всех сословий и «развитие индустриальных призваний» детей, равноправие профессиональных школ в общей системе образования. Эти исследователи не ограничились теоретическими изысканиями. Р. Оуэн, например, впервые практически осуществил соединение производительного труда подростков с их обучением и дал пример разумной организации профессионального обучения.

Сторонники гуманистического направления (П. Прудон, П. Робэн, Э. Да Коста и др.) видели путь решения проблем в многоремесленном образовании, всестороннем производственном обучении, в создании «синтетических рабочих» как условии предотвращения безработицы и адаптации рабочих к существующему узкому разделению труда. Некоторые из них выступали за запрещение детского труда, хотя это было практически нереально. Рабочий и общественный деятель Франции К.А. Корбон (1808–1881) в одной из первых книг, посвященных анализу состояния образования для детей рабочих и системы ученичества – «О профессиональном образовании» (1859), подчеркивал значение свободного выбора профессии для личности и общества, необходимость всеобщей профессиональной подготовки рабочих и создания профессиональных школ, сочетания общего и профессионального образования, взаимосвязи умственного и физического труда. К.А. Корбон выступал против ранней профессионализации детей, подверг критике ремесленное ученичество за его длительность и низкое качество обучения, нравственное и умственное отупление детей. Видный деятель чартизма Э. Джонс (1819–1869) назвал систему ученичества «одним из основных проклятий современной индустрии».