Становление профессионального образования за рубежом

Одним из первых ученых, обративших внимание в воспитании на овладение ребенком ремеслами, был английский философ и педагог Джон Локк (1632–1704), который писал о том, что живопись, токарное, плотницкое, столярное дело, садоводство и другие полезные ремесла заслуживают усвоения и совершенствования в них. Ручной труд, ремесло укрепляют здоровье, развивают ловкость и сноровку, а также служат развлечением после занятий умственным трудом. Люди, ведущие сидячую или кабинетную жизнь, должны иметь какое-нибудь упражнение, которое могло бы одновременно развлекать их душу и давать занятие телу. Копание земли, посадка деревьев и другие подобные и полезные занятия могут быть не меньшим развлечением, чем любой праздный модный спорт (Дж. Локк). Труд, по мнению педагога, предотвращает возможность вредной праздности. Система воспитания джентльмена, разработанная Дж. Локком, проникнута духом прагматизма и рационализма.

На рабочий люд была ориентирована его «Записка о рабочих школах» (1696), в которой Дж. Локк предложил создать для детей из бедных семей с трех до четырнадцати лет специальную сеть «рабочих школ» – приютов, построенных на основах самоокупаемости, где бы дети обучались какому-либо ремеслу. Предлагалась суровая и жесткая система организации жизни, надзора и воспитания будущих рабочих, которых фабриканты могли бы затем брать на работу и выплачивать школе деньги за их труд.

При выборе ремесла или другого ручного труда для воспитанника следует избегать принуждения, ибо приказание и насилие часто вызывают отвращение. Нелюбимое дело ребенок может бросить, а если и будет заниматься им, оно принесет мало пользы. Таким образом, Дж. Локк внес в педагогику следующие принципы: опыт как основа воспитания, практицизм и рационализм.

Английский мыслитель и экономист Дж. Беллерс (1634–1725) разработал проект изменения общества путем трудового воспитания всего народа, предложив для этого учреждать колледжи, в которых подростки и юноши – выходцы из всех социальных слоев – воспитываются в духе трудолюбия. Соответствующий план был изложен мыслителем в «Предложениях об учреждении трудового колледжа». Его трактат «Предложения об учреждении производственного содружества» (1695) стал одним из первых проектов учреждения профессионального образования, который ставил социально-педагогическую задачу избавления от бедности путем приобщения к профессии, хорошего воспитания и широкого образования. Дж. Беллерс сформулировал принцип соединения обучения с производительным трудом, развитый впоследствии Р. Оуэном.