Становление и развитие педагогики раннего возраста
Проецирование в педагогическую работу с детьми раннего возраста учебно-дисциплинарной модели образования, характерной для детей школьного возраста, принцип жесткой предметности, заложенный в программе, делает ее удобной для педагогов, но не соответствует потребностям и интересам малышей, для которых естественной формой обучения являются свободная исследовательская деятельность и игра. Приоритет занятий с детьми как основной формы обучения привел к вытеснению из их жизни свободной игры, которая превратилась в формализованное занятие, построенное на усвоении детьми игровых навыков. Такой подход препятствует развитию самостоятельности ребенка и его творческого потенциала.
Помимо этого в программе неадекватно реализован возрастной принцип воспитания. Жесткая приуроченность ее содержания к искусственно выделенным возрастным микро периодам, одинаковые нормативные требования, предъявляемые ко всем детям,— все это приводило к унификации образовательного процесса и игнорированию индивидуальных различий между детьми. В результате гармоническое развитие личности сводилось к «подтягиванию» ребенка к требованиям программы.
Также декларировалась, но в реальной практике воспитания детей не учитывалась, роль их общения со взрослыми. Трактовка общения как обогащение ребенка внешними впечатлениями выхолащивала его суть. Вместо доброжелательного внимания к личности ребенка использовались преимущественно директивные обращения к группе детей; вместо сотрудничества в совместной деятельности преобладали указания и требования. Авторитарные способы взаимодействия педагогов с детьми ограничивали их активность, инициативность, любознательность, негативно отражались на их эмоциональном самоощущении.
В середине 80-х годов авторитарная педагогическая система стала подвергаться критике со стороны психологов, педагогов-новаторов, сторонников гуманистической педагогики. Демократические изменения в обществе, начатые в конце 80-х годов XX в., привели к серьезным изменениям в системе дошкольного образования, которые коснулись как его организационной, так и содержательной стороны. Была разработана новая Концепция образования (1989), принят новый Закон РФ «Об образовании» (1992), а в 2001 г.— Концепция непрерывного образования, обеспечивающая преемственность на всех ступенях образования.