Становление и развитие педагогики раннего возраста
Разложение первобытного общества, его имущественное расслоение, появление семьи обусловили становление нового исторического типа образования. Воспитание и обучение пошли в направлении подготовки к будущей взрослой жизни.
Образование все заметнее становилось сословным и в отрыве от непосредственной жизнедеятельности детей, от их актуальных интересов и потребностей, утрачивало свою естественность. На протяжении тысячелетий единственной формой воспитания детей оставалось семейное воспитание.
Традиции семейного воспитания формировались во многом стихийно, были тесно связаны с особенностями быта и культуры народа, с характером самой семьи. Они отражались в народном поэтическом и художественном творчестве, в устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. До первых десятилетий XX в. семья была патриархальной, обширной по составу и включала представителей нескольких поколений. Традиции воспитания детей передавались из поколения в поколение, менялись медленно и постепенно.
Впервые проблема образования как проблема самостоятельной сферы человеческой деятельности была поставлена в Древней Греции 1-м тысячелетии до н.э. Наметилась рационалистическая тенденция обосновывать цели образования, исходя из этических и общественно-политических идеалов, определять механизм воспитания и обучения, давать конкретные рекомендации по организации образовательного процесса, используя эмпирический педагогический опыт. Задачи образования и методы воспитания начинают подчиняться идеологическим и политическим целям государства. Так, в античной культуре спартанское образование было жестким и прагматичным, подавлявшим индивидуальность и развивавшим, прежде всего физическую природу человека. Его целью было воспитание закаленных дисциплинированных воинов. Но оно оказалось неэффективным даже в военном и политическом отношении и терпело неудачу там, где человек должен был проявить себя как активная самостоятельная личность. Напротив, в Афинах, где процветало демократическое общество, образование было больше направлено на развитие индивидуальных способностей. Здесь в центре внимания стояла личность с выраженной индивидуальной способностью к творчеству. Педагогические идеи афинского образования легли в основу формирования последующих гуманистических идей эпохи эллинизма и современной Западной цивилизации.