Становление и развитие педагогики раннего возраста
В конце 1921 г. в Ленинградском педологическом институте началась работа по изучению детей не только школьного, но и дошкольного (начиная с рождения) возраста; были организованы каникулярные курсы для воспитателей по формированию у них навыков практической работы с детьми. В Москве и других городах России были также организованы педологические лаборатории, в которых проводилась исследовательская работа по изучению психики детей. 20-е годы были периодом консолидации детской психологии и педологии, выработки единой научной концепции развития психики, планов развития педологии как науки, направленной на комплексное изучение и развитие личности ребенка. В это время усиливается связь психологической теории и практики, ставятся конкретные задачи по развитию и совершенствованию работы в школах и детских садах. Основной целью педологической науки было формирование активной творческой личности, поиск способов реализации индивидуального подхода к каждому ребенку в процессе воспитания.
Однако в 30-е годы в связи с социальными изменениями в обществе, усилением тоталитарного государства эти цели были признаны неактуальными, им на смену пришло введение единообразия и авторитарности, формирование иерархических отношений подчинения и послушания в ходе педагогического процесса. Постановлением ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» педологические концепции были признаны лженаучными, прекращены исследования психологических закономерностей развития ребенка как основы построения воспитательного процесса. На смену целостному подходу к изучению ребенка пришли исследования, ограниченные задачами изучения той или иной стороны его развития. Возрастные психология и физиология, педагогическая психология превратились в значительной мере в обособленные друг от друга отрасли знания. Дошкольная педагогика стала опираться на учение о высшей нервной деятельности И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.