Становление и развитие философии образования
Становление философии образования как самостоятельной дисциплины произошло во второй половине ХХ в. Своим происхождением философия образования обязана непрерывному взаимодействию различных философских течений с системой образования и образовательным опытом поколений. Философия образования рассматривает развитие человека и систему образования в неразрывном единстве. Существует различие между подходами в понимании философии образования. За рубежом, например, в США, содержание философии образования является следствием своеобразной «проекции» общефилософских концепций и доктрин на «плоскость» образования (Б.С. Гершунский). Такой дедуктивный подход имеет право на существование. Но не менее важен и другой, индуктивный подход, когда основой знания становится образовательная практика. Органическое единство обозначенных подходов может служить основой философии образования. Обращение к философскому смыслу образования особенно важно в наше неспокойное время не только для педагогической науки, но и общества в целом.
В философии образования прежде всего раскрывается сущность и природа всех явлений в образовательном процессе: образование само по себе (онтология образования), как оно осуществляется (логика образования), природа и источники ценностей образования (аксиология образования), поведение участников образовательного процесса (этика образования), методы и основы образования (методология образования), совокупность идей образования в определенную эпоху (идеология образования) и, наконец, образование и культура (культурология образования).
Остановимся подробнее на выделенных аспектах философии образования.
Онтология образования. Онтология (др.-греч., сущее +… логос) – это философское учение о принципах, основах, строении и закономерностях бытия, в отличие от учения о познании (гносеологии), т.е это учение о существующем. В философских течениях онтологические основания образования, в частности, относительно объектов и процессов, составляющих сущность образования, различаются достаточно основательно.
Слово «образование» (education) в переводе с латинского языка обозначает «вести за собой» или «извлекать что-либо»; в английском – этим же словом обозначается образование, воспитание, педагогика; во французском – образование, воспитание. Предполагается, что русское слово «образование» восходит к немецкому bildung, что означает «выявление и становление образа, приобретение правильных представлений о чем-либо, грамотности, хороших манер».