Специфика психического развития ребенка в раннем возрасте
Каждый возраст характеризуется особыми и неповторимыми взаимоотношениями между ребенком и окружающим его миром, которые реализуются в разных формах его жизнедеятельности, но прежде всего — через ведущую деятельность, свойственную тому или иному возрасту, и общение с другими людьми.
Ведущей называется такая деятельность, в рамках которой происходят основные психологические изменения в личности ребенка, возникают и дифференцируются другие виды деятельности, формируются или перестраиваются отдельные психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени развития. Вместе с тем становление ведущей деятельности ребенка не может быть полноценным в отрыве от общения с окружающими его людьми, прежде всего — взрослыми, так как именно через них осуществляется трансляция подрастающему поколению общечеловеческого, культурного опыта.
Поэтому, характеризуя тот или иной возраст, следует прежде всего заострять внимание на содержании соответствующей ему ведущей деятельности и общения, а также на обусловленных ими центральных линиях психического развития ребенка. Но прежде, чем перейти к их анализу, остановимся на отличительных особенностях психики ребенка в раннем возрасте, которые в значительной мере обусловлены особым характером его отношения к окружающей действительности, и проявляются в его поведении.
Особенностью поведения ребенка в этом возрасте является его связанность ситуацией, зависимость от нее. Малышу 1—2 лет интересно все, что его окружает, он тянется ко всему, что находится в поле его зрения. Как образно говорил немецкий психолог К. Левин, лестница манит ребенка, чтобы он пошел по ней, дверь или коробочка — чтобы он закрыл или открыл их, колокольчик — чтобы позвонил в него, круглый шарик — чтобы покатил его. Каждая вещь заряжена для него аффективной притягивающей или отталкивающей силой, которая «провоцирует» его на действие, направляет его. Л.С. Выготский указывал, что такая связанность ситуацией наглядным полем отражает своеобразие деятельности сознания ребенка раннего возраста.