Специальная профессионально-ориентированная обучающая среда
Информационный анализ в научно-педагогических источников показал, что при разработке модели деятельности специалиста, как правило, большинство исследователей применяет такие методы, как анализ реальной практики специалистов Конкретного профиля; анализ прогноза о развитии той сферы деятельности, для которой готовят специалиста; экспертный опрос; метод построения модели специалиста «в обратном направлении» и др. В основе большинства из используемых методик лежит экстраполяция деятельности наиболее квалифицированных кадров, работающих в той профессиональной сфере, в которой предстоит действовать выпускникам вуза.
Сравнительный анализ существующих методов и методик моделирования профессиональной деятельности позволил выделить среди них ту, которая в наибольшей степени отвечает целям и задачам создания в вузе специальной профессионально-ориентированной среды. Ею стала методика нормативно- функционального моделирования профессиональной деятельности специалиста, предложенная В.В. Гусевым.
Термин «нормативно-функциональное моделирование» предусматривает два подхода, реализуемых в его рамках. Нормативное указывает на приоритетное значение требований нормативных документов государства и соответствующего ведомства, определяющих уровень и качество профессиональной подготовки специалиста, а функциональное предполагает глубокий анализ профессиональных задач, которые специалисту придется решать при реализации своих функциональных обязанностей.
Нормативно-функциональная модель профессиональной деятельности специалиста (далее по тексту — НФМС) представляет собой матрицу, по вертикали которой указываются значимые профессиональные качества специалиста (ведущие факторы профессиональной деятельности); их наличие определяется требованиями ГОС ВО; а по горизонтали в процентном отношении — требуемый уровень их сформированное у выпускников вуза, успешно выполняющих профессиональные обязанности. На рисунке 2.3 в качестве образца представлена НФМС, подготовка которого осуществляется в Академии ФАПСИ. Названная методика носит универсальный характер, позволяющий моделировать подобным образом профессиональную деятельность не только специалистов силовых структур, но и специалистов других министерств и ведомств.