Специальная профессионально-ориентированная обучающая среда
Несмотря на то, что модели, формализующие процесс обучения, не в полной мере отражают содержание реальных объектов, нет иного выхода, кроме представления объектов в виде, позволяющем рассматривать наиболее важные их черты и характеристики. Таким образом, модели — это идеальные объекты, аналоги реально существующих предметов и объектов. Они фиксируют только остов явлений и процессов, освобождая их от излишней детализации, случайностей и второстепенных моментов, позволяя сделать любой сложный объект доступным для тщательного изучения. В совокупности их создание помогает педагогу в полной мере учитывать источники и способы постановки дидактических целей, позиции и взаимоотношения сторон в процессе их достижения, получаемый результат и его соответствие требованиям ГОС ВПО.
В условиях информатизации высшего образования речь в настоящее время идет не только о необходимости переосмысления многих позиций в организации дидактического процесса в целях, содержании, методах, средствах и формах обучения, но и о переосмыслении роли и места в нем его основных субъектов — педагогов и обучающихся. Педагогическая практика и опыт работы ведущих преподавателей ряда учебных заведений России убедительно свидетельствуют о том, что от профессиональной компетентности педагогов и активной включенности в процесс обучения студентов во многом зависит возможность повышения качества профессиональной подготовки выпускников вуза. Это актуализирует потребность по-новому ответить на ключевые вопросы, стоящие сегодня перед современной дидактикой высшей школы: кого учить? чему учить? как учить? кому учить?
С позиций системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов, а также основных положений теории управления педагогическими системами, целесообразно представить специальную профессионально-ориентированную обучающую среду в виде ее интегральной модели, которая включает в себя пять самостоятельных и в то же время взаимосвязанных и взаимозависимых моделей: модель специалиста, модель учебной дисциплины, модель управления процессом обучения, модель обучающегося и модель обучающего (педагога). Раскроем содержание каждой модели.