Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений

Важнейшими факторами растущего психологического духовного неблагополучия ребенка являются разрушение существовавших на протяжении тысячелетий естественных институтов социализации — прежде всего семьи, изменение нравственно-психологического климата в обществе, влияние средств массовой информации и др. Информационное поле современного ребенка существенно расширилось. Посредством компьютерных технологий он получил доступ практически к любой информации. Основным источником формирования детской субкультуры, эмоционально-познавательной сферы личности стали СМИ. Собственный социальный опыт и способность к критическому осмыслению реальности у детей существенно ограничены, поэтому картина, представленная средствами массовой информации, значительно влияет на мировоззренческие установки ребенка. Во Многих случаях она оказывается доминирующей. Влияние телевидения как ведущего средства среди СМИ меньше всего поддается противодействию со стороны других воспитательных средств. Ослабление педагогического потенциала средств культуры и массовой информации провоцирует ребенка на принятие конфронтационной модели поведения.

На протяжении XX в. патриархально-традиционный образ семейной жизни, характеризующийся подчиненным положением женщины и выраженным главенством мужа, почти нерегулируемым уровнем рождаемости и наличием нескольких поколений в семье, постепенно заменяется на эгалитарный. В эгалитарной семье отношения между супругами, родителями и детьми чаще, хотя и не всегда строятся на основе партнерства, признания за каждым членом семьи, в том числе и за ребенком, не только обязанностей, но и прав на автономию, инициативу и свободу. Новая структура семьи обуславливается четко проявляющимся процессом ее нуклеаризации. От 50 до 70% молодых супругов хотят жить отдельно от родителей. С одной стороны, это благотворно сказывается на молодой семье, так как в ней быстро идет адаптация к новым ролям, условиям жизни, меньшая зависимость от родителей, способствует формированию ответственности. Но с другой стороны, отсутствие контактов с прародителями нарушает преемственность поколений. В современных условиях многие пожилые члены семьи вынуждены работать. Те, кто не занят в общественном производстве, оказываются либо территориально удалены, либо психологически не готовы к воспитанию внуков. Молодые родители зачастую, относясь к прародителям с предубеждением, не доверяют им воспитание внуков.