Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений

По мере развития общества центр тяжести в сфере воспитания все более уходит в сторону социальных структур: ясли, детский сад, школа, высшая школа, производственные коллективы. Чем более активно общество занимается воспитанием своих граждан, тем более активно оно отнимает эти функции у семьи.

Женщина все меньше времени уделяет семье и воспитанию ребенка. Воспитательные функции постепенно передаются либо государству, либо няне, гувернантке. Репродукция ставится в зависимое положение от карьерной доминанты.

Социальные потрясения, женская эмансипация, снижение потребности в детях на протяжении XX в. и ряд других причин привели к изменениям мотивации деторождения и формирования в России нового типа рождаемости, основанного на малодетности, позднем вступлении в брак или осознанном безбрачии и ослаблении чадолюбия.

По мнению В.В. Абраменковой, последствия этих процессов сказываются в настоящее время. Это, с одной стороны, уменьшение количества браков, осознанно бездетные браки, увеличение числа разводов, а также рост количества детей без семьи, воспитывающихся в государственных учреждениях, рост детской беспризорности и безнадзорности в семьях и пр., а с другой, как ни парадоксально, — формирование у части родителей особой эмоциональной связи с ребенком — детоцентризм как основа репродуктивной мотивации нового типа, где дети занимают центральное положение, превращаясь в стержень, вокруг которого организовывается вся жизнь семьи. В результате: ценность детей становится самостоятельным фактором, мотивирующим ограничение рождаемости.

Нарушение традиционной иерархии отношений в системе "ребенок — взрослый" в семье приводит к углублению конфликта поколений, падению авторитета взрослых, снижению ценности семьи и формированию социального инфантилизма у подрастающего поколения.