Современные программы воспитания детей раннего возраста

Девиз программы: «Чувствовать—Познавать—Творить». Этими словами определяются три взаимосвязанные линии развития ребенка и целостность самой программы, обеспечиваемая связью трех ее магистральных линий — развитие эмоциональной сферы, познавательной и практической деятельности. Работа по каждому разделу программы включает формирование у детей представлений в определенной сфере, познавательных и практических умений. При этом формирование познавательных умений подразумевает развитие у детей потребности и способности самим исследовать ту или иную область предметного и социального мира (например, различными способами изучать свойства предметов и веществ, экспериментировать с красками, звуками, словами, движениями и пр.).

Содержание программы центрировано на ребенке, обеспечении его эмоционального благополучия, создании благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.

В программе ставятся следующие задачи воспитания и обучения детей от 2 до 4 лет:

• адаптация к дошкольному учреждению: установление добрых отношений с воспитателями и детьми, создание условий для эмоционально-положительного самочувствия и активности ребенка;

• полноценное физическое развитие, формирование основ двигательной культуры и гигиенических навыков;

• развитие познавательной активности детей, обогащение их представлений об окружающем;

• развитие самостоятельности в предметной деятельности, в игре и общении с окружающими, овладение навыками самообслуживания;

• развитие доброжелательного отношения к окружающему, эмоциональной отзывчивости ко всему живому;

• формирование интереса детей к сотрудничеству, навыков речевого и деятельностного общения со взрослыми и сверстниками, обогащение игрового опыта;

• развитие воображения и творческих проявлений в разных видах художественно-эстетической деятельности, создание условий для переживания детьми радости от реализации замыслов и желаний.

Программа составлена с учетом дифференцированного освоения содержания образования (высокий, средний, низкий уровни) по каждому разделу, которое является ориентиром для педагога в конструировании «образовательного маршрута» ребенка. Она включает следующие разделы, в которых описываются направления развития детей и детских видов деятельности, определяются соответствующие им педагогические задачи, даются методические рекомендации для воспитателей.