Современные программы воспитания детей раннего возраста

Планирование работы воспитателя строится с учетом ритмов активности и утомляемости детей. Опираясь на рекомендации врачей, занятия проводятся по вторникам и средам, четверг посвящается прогулкам и играм.

Программа «Детство» представляет собой комплексную образовательную программу, построенную на принципах гуманистической педагогики и нетрадиционной для отечест-венной психологии периодизации развития детей. В ней выделяются три основные ступени дошкольного детства — младшего, среднего и старшего. Третий год жизни включен в младший дошкольный возраст, который охватывает период от 2 до 4 лет. Для этого возраста определяются общие образовательные цели, а их реализация осуществляется с учетом возрастных возможностей детей, т.е. имеет место дифференциация содержания разделов программы для детей третьего и четвертого годов жизни. Второй год программой не охватывается.

В качестве общей задачи воспитания выдвигается создание условий для раскрытия возрастных возможностей и способностей каждого. Ребенок здесь предстает не как объект воспитательных воздействий взрослых, а как субъект дошкольных видов деятельности.

Авторы программы предостерегают воспитателей и педагогов от искусственной акселерации детей и выдвигают в качестве приоритетных в процессе воспитания и обучения наиболее близкие ребенку виды деятельности — игру, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметную, изобразительную, художественно-театральную деятельность, детский труд. В этих видах деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и вызревание таких новообразований, как произвольность поведения, самоконтроль, творческое воображение, составляющие основу личностного развития и будущего успешного обучения в школе.