Современные программы воспитания детей раннего возраста
Острая потребность в современных программах для самых маленьких послужила стимулом для коррекции ранее обязательной типовой программы и создания новых программ. В данной главе описываются наиболее известные из них.
Программа воспитания и обучения в детском саду базируется на «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду», является ее адаптированным вариантом, и в 80—90-е годы была обязательным документом для всех воспитателей и педагогов дошкольных учреждений России.
Программа воспитания и обучения детей раннего возраста является составной частью данной программы по воспитанию, развитию и обучению детей от 1 года до 7 лет. В ней ранний возраст делится на два периода: от 1 года до 2 лет и от 2 до 3 лет. В соответствии с этим в каждом разделе программы в качестве общих задач воспитания детей раннего возраста выступают:
• укрепление здоровья, закаливание, развитие навыков опрятности;
• сенсорное воспитание (зрительное, слуховое осязательное восприятие), развитие представлений об окружающем;
• развитие внимания, памяти, познавательной деятельности;
• развитие речи, потребности в речевом общении;
• развитие культуры поведения: доброжелательности, сочувствия, отзывчивости по отношению к людям;
• формирование умения подражать взрослым, выполнять трудовые поручения, заботиться о животных и растениях;
• развитие эстетического восприятия;
• развитие интереса к музыке, подражание пению взрослого, ритмические движения под музыку.
На третьем году эти задачи дополняются следующими: