Современные программы воспитания детей раннего возраста
Переход к личностно-ориентированной педагогике, основанной на признании само ценности каждого периода детства, выдвижении на первый план воспитание активной, творческой личности ребенка с учетом индивидуальных темпов развития, вызывает необходимость создания программ нового поколения. Если до реформы образования все дошкольные учреждения страны работали по единой типовой программе, то в соответствии с принципом вариативности, провозглашенным в новой концепции дошкольного образования, открылась возможность свободного выбора педагогами образовательных программ.
В настоящее время разработано большое количество программ нового поколения, предназначенных для образования детей дошкольного возраста, как комплексных (направленных на всесторонне развитие ребенка), так и парциальных (направленных на развитие отдельных видов детской деятельности). Несколько иное положение долгое время сохранялось в педагогике раннего возраста, которая в значительно большей мере, чем дошкольная, и до сих пор во многом базируется на устаревших принципах учебно-дисциплинарной модели воспитания. В рамках этой модели ребенок выступает в качестве объекта воздействий взрослого, а основной целью воспитания является передача ребенку знаний, умений и навыков, заданных и жестко ограниченных требованиями и возрастными нормативами типовой программы.
Одной из причин такого отставания стало практически полное уничтожение в 90-х годах прошлого века ясельной системы воспитания. Обеспечение матерей денежными пособиями на воспитание детей в домашних условиях, безусловно, имело позитивные следствия; известно, что наиболее благоприятными для полноценного психического развития маленьких детей являются условия семейного воспитания. И хотя потребность в яслях оказалась на первый взгляд неактуальной, социально-экономические изменения в жизни современной семьи возродили общественную потребность в них. В детских садах стали появляться ясельные группы и сразу же встал вопрос об обновлении содержания образования детей раннего возраста. Действующая ранее «Типовая программа воспитания и обучения детей от 1 года до 3 лет» во многом устарела и по своим исходным принципам и методам не соответствовала современным представлениям о целях и задачах образования. Однако отсутствие альтернативных программ вынуждало педагогов работать в рамках устаревшей модели.