Современные подходы к разработке теории личностноразвивающего обучения

В течение длительной истории образования утверждалась мысль о том, что учитель должен знать ученика и владеть методикой преподавания, но редко ставился вопрос о том, что ученик тоже должен знать психологические закономерности, лежащие в основе познавательной, эмоциональной и волевой сфер. Ученик как бы не нес ответственность за то, как эти деятельности у него разворачиваются. Что же касается результатов обучения, то здесь спрос с ученика обучающими (учителями и родителями) был всегда самый строгий, бескомпромиссный. Вместе с тем невысокие результаты интеллектуального развития, отставание, неуспеваемость имели причиной не только отсутствие способностей или стараний у тех или иных учеников. Во многих ситуациях можно было добиться большей эффективности учения, если бы школьников (впрочем, как и дошкольников) обучали элементам психологии, раскрывающим на доступном им уровне закономерности функционирования и развития личности.

Необходимость личностного развития субъектов обучения поставила задачу вычленить и сформулировать принципы, связанные и с этой стороной развития. Попытку решить этот вопрос предприняли В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов, к принципам, разработанным в культурно-исторической теории развития психики, в психологической теории деятельности, добавившие те, которые основываются на учете возрастных и индивидуальных личностных изменений.

Эти принципы они считают целесообразным и необходимым положить в основу любой современной, разумной и человечной системы образования и воспитания. Но этим решение задачи не завершается, так как их надо верифицировать, развить и операционализировать, т.е. создать соответствующие методики, психотехники, культурные педагогические технологии, предназначенные для реализации в педагогической деятельности. Не меньшее значение В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов придают восстановлению принципов, имеющихся в педагогике, возрастной физиологии, гигиене детей и подростков, общей дидактике и частных методиках. Их сравнительный анализ позволит выявить не только частные, но и общие принципы образования, разработанные в различных человековедческих науках.