Современные подходы к разработке теории личностноразвивающего обучения

И наконец, установка на открытое, доверительное общение. Мысли и переживания педагога не маскируются социальной ролью, а открыто раскрываются. Духовный мир педагога, мир его интересов, поисков и сомнений, проблем и находок, радостей и печалей открыт для них. Такое доверие учителя порождает, в свою очередь, доверие учащихся к нему, их желание поделиться с ним своими устремлениями, вступить в равноправный диалог: «по-настоящему учитель открыт только ребятам» (Е.Н. Ильин); «истинный урок - это всегда диалог всех, кто в классе: учителя и учеников» (Т.И. Гончарова); «важно, чтобы поступки, образ жизни воспитателей не расходились с тем, что они внушают ребятам» (А.А. Дубровский). Установка на открытое общение требует, чтобы педагог не играл свою роль, а всегда оставался самим собой. В этом случае он дает возможность учащимся понять, принять и полюбить себя таким, какой он есть. В свою очередь, доверительное отношение учащихся к педагогу есть условие его личностного роста и совершенствования.

Названные установки педагогики сотрудничества как раз и выступают предпосылками гуманизации процесса обучения. Нельзя предвидеть эффективности применяемых педагогических стратегий и тактик, если не учитывать личностные особенности педагога, его синтонность (эмоциональное созвучие) по отношению к учащимся и педагогической деятельности, а также меру привлекательности для учеников.

В работах, обобщающих опыт педагогов-новаторов 80-х годов, как правило, перечисляются те приемы, которые они используют в своей деятельности («опорные сигналы», «комментированное письмо», «творческие дневники», «безотметочное учение», «литературная деталь» и др.). Однако в их деятельности главное не это, а сама личностная позиция педагога, в которой находит отражение практическая педагогическая философия как совокупность гуманистических установок по отношению к самому себе и ученикам.