Современные подходы к разработке теории личностноразвивающего обучения
Сущностная специфика принципов гуманизации процесса обучения состоит не столько в передаче некоторого содержания базовых знаний и формирования соответствующих им умений, сколько в совместном личностном и профессиональном развитии участников этого процесса. Они представляют собой концентрированное, инструментальное выражение гуманистической концепции образования. Их значение состоит в том, что они позволяют не только осмыслить теоретические основания личностноразвивающего обучения, но и разработать адекватные его задачам технологии.
Принципы гуманизации образования нашли отражение в педагогике сотрудничества, которая оформилась в нашей стране в 80-е годы как альтернативное направление в практике обучения и воспитания в противовес административной и академической педагогике. Его представляли педагоги-новаторы (Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенко, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин и др.), не признаваемые официальными педагогическими кругами. Изучение их работ позволяет понять и почувствовать общий для них гуманистический подход, лежащий в основе используемых педагогических технологий*. Его суть составляет озабоченность жизнью детей, их проблемами и трудностями, их переживаниями и стремлениями, обращенность к подлинному, реальному Я ребенка.
Под педагогикой сотрудничества новаторы понимали установление гуманных взаимоотношений между участниками педагогического процесса, выступающих необходимым условием гармоничного развития личности. Ее значение состоит в том, что она обнажила противоречия традиционного образовательного процесса, показала пути их разрешения, привела к осознанию необходимости пересмотра философских оснований современного образования и педагогической науки и утверждению в общественном сознании и практике обучения идеи гуманизации образования. Эта идея нашла отражение в ряде гуманистических установок.