Современные подходы к разработке теории личностноразвивающего обучения

Диалогизация образовательного процесса - это не возврат к «парной педагогике», поскольку она требует применения целой системы форм сотрудничества. При их внедрении должна соблюдаться определенная последовательность: от максимальной помощи педагога учащимся в решении учебных задач к постепенному нарастанию их собственной активности до полной саморегуляции в обучении и появлению отношений партнерства между ними. Перестройка форм сотрудничества, связанная с изменением позиций педагога и учащегося, приводит к возможности самоизменения субъекта обучения, самостоятельно прокладывающего себе пути развития.

В то же время саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности процесса обучения. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода, который предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения поставленных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.

Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией в процессе обучения принципа профессионально-этической взаимоответственности. Он обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников процесса обучения принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает и соответствующий гуманистический образ жизни, соблюдение норм этики. Данный принцип требует такого уровня внутренне детерминированной активности личности, при котором они не идут на поводу обстоятельств, складывающихся в процессе обучения, могут творить сами эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно себя совершенствовать.