Современные подходы к разработке теории личностноразвивающего обучения

Так как обучение связано с переходом от внешнего к внутреннему, то в качестве его основополагающих принципов и механизмов В.П. Зинченко и Е.Б. Моргуновым были предложены «интериоризация и экстериоризация». С их помощью можно объяснить не только переход от внешнего предметного действия к образам, мыслям, но и наблюдать «переходы от содействия к сочувствию, сопереживанию, порождению новых жизненных смыслов и замыслов, а от них к самостоятельным, свободным и ответственным действиям, поступкам». Интериоризация и экстериоризация позволяют рассматривать психическую сферу человека как цепь превращенных форм поведения, деятельности и сознания.

Принцип единства сознания и деятельности, провозглашенный и разработанный С.Л. Рубинштейном, В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов, относят к числу принципов, которые должны учитываться при построении программ обучения. При этом они подчеркивают, что это единство понимается не как цель, итог или результат развития, а как непрерывное становление, имеющее циклический, спиральный, противоречивый характер. Речь идет о становлении сознания в результате взаимодействия его образующих, имеющих деятельностную природу. Объединяя с принципом единства аффекта и интеллекта принцип активного действия, авторы подчеркивают, что все психические процессы и явления, личностные образования необходимо рассматривать в ходе их возникновения и становления в деятельности человека.

Рассмотренные принципы детского развития представляют собой предпосылку для построения теории личностноразвивающего обучения, смысл которой состоит не в том, чтобы формировать человека, а в том, чтобы помочь ему стать самим собой. Такая дидактика является составной частью культурно-исторической (или социокультурной) педагогики, цель которой - формирование нового (надмирного, планетарного) сознания и самосознания. Это педагогика «не ответного, а ответственного действия».