Современные подходы к разработке теории личностноразвивающего обучения

Не меньшее значение имеет установление соотношения между сензитивными периодами и анатомо-морфологическим созреванием соответствующих систем и структур организма. Это важно для определения связей между социокультурным и физиологическим контекстом развития, для поиска соответствий и противоречий между ними.

В этом принципе находит отражение традиционная проблема биологического и социального, наследственности и среды.

Принцип совместной деятельности и общения трактуется В.П. Зинченко и Е.Б. Моргуновым как движущая сила развития. Его выделение аргументируется тем, что общение составляет необходимое и специфическое условие присвоения индивидом достижений исторического развития человечества.

Принцип ведущей деятельности и законов ее смены рассматривается как важнейшее основание периодизации детского развития. При объяснении этого принципа В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов ссылаются на материалы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, которые показали, что психические новообразования каждого периода обусловлены характером ведущей деятельности. Связь типов ведущих деятельностей представлена как внутреннее основание генетической преемственности периодов возрастного психического развития ребенка. Все виды деятельности после своего появления могут сосуществовать, интерферировать и конкурировать друг с другом. Порядок смены, сосуществования, конкуренции деятельностей составляет важнейшую психологическую проблему, решение которой позволит обоснованно выбирать из них ту или иную или строить новую.

Необходимым условием разностороннего развития ребенка В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов считают амплификацию (расширение) детского развития. Согласно этому принципу, обучаемому, насколько это возможно, должен быть предоставлен широкий выбор разнообразных деятельностей, среди которых он может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам. Особенно велико значение богатства возможностей на ранних ступенях детского развития (А.В. Запорожец) как средства преодоления его односторонности, выявления задатков и способностей. Этот принцип очень важен, так как он подчеркивает необходимость предоставления возможности для свободного развития, поиска и нахождения ребенком себя в материале, в той или иной форме деятельности или общения.