Совершенствование педагогических технологий и моделей обучения в условиях информатизации образования
Глобальные перемены в обществе, развитие техники и технологии оказывают большое влияние на развитие педагогики как науки. Происходит неизбежная трансформация форм и методов обучения, педагогических технологий и моделей обучения. Рассмотрим более подробно понятие «педагогические технологии». В современной практике работы образовательных учреждений реализуется множество подходов к организации учебно-воспитательного процесса, а следовательно, и множество технологий. Любая из этих технологий представляет собой синтез традиционных и инновационных подходов. Приведем ряд определений понятия «педагогическая технология».
«Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий».
Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Перечислим основные педагогические технологии и модели обучения, а также рассмотрим пути их дальнейшего развития в Условиях информатизации общества и образования.
Информационно-развивающие (когнитивные) технологии обучения ориентированы на прочное усвоение информации, формирование стройной системы знаний, владение и свободное оперирование знаниями. Данная технология имеет ряд преимуществ:
она экономична, облегчает понимание сложного материала, обеспечивает достаточно эффективное управление образовательным процессом, в нее органически вписываются новые способы изложения знаний. К недостаткам относятся сложности практической реализации индивидуализации и дифференциации обучения.
Развивающие, проблемные модели обучения направлены на развитие мыслительной активности обучаемых. У истоков развивающей технологии обучения стояли такие выдающиеся педагоги и психологи, как Л.В. Выгодский, Л.В Занков, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др. Решающая роль в развивающей технологии отводится принципу обучения на высоком уровне трудности, тогда перед обучаемым возникает препятствие, которое необходимо