Совершенствование педагогических технологий и моделей обучения в условиях информатизации образования

Принцип опоры на субъективный опыт обучаемого позволяет максимально индивидуализировать и дифференцировать обучение за счет выбора необходимых для конкретного индивидуума педагогических воздействий, в том числе лонгируюшего характера, в условиях реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий. Каждый ученик является носителем субъективного опыта, который непрерывно обогащается в процессе обучения. На субъективный опыт обучаемого наибольшее влияние оказывают:

• уровень развития интеллекта, уровень знаний, умений, навыков;

• наличие у каждого человека склонностей и желаний, особенностей мышления, восприятия и познания окружающего мира, предпочитаемых способов переработки учебного материала;

• мотивация;

• степень предыдущих успехов.

Использование средств ИКТ позволяет обучаемым организовать собственную деятельность сообразно потребностям и интересам в соответствии с уже имеющимися знаниями, предпочитаемыми способами и темпом учебной работы. Опора на индивидуальный опыт обучаемого позволяет оказать ему конкретную помощь и поддержку; способствует более полному удовлетворению его потребностей.

Принцип ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого означает, что основной приоритет личностно ориентированного обучения — это создание условий для самостоятельной учебной деятельности обучаемых. Одной из самых важных задач, решаемых в процессе становления личности, является полная реализация собственного «я». Этому способствует осознанная активность субъекта обучения. Каким образом может повлиять на познавательную активность применение средств ИКТ? Использование разнообразных возможностей средств ИКТ в обучении способствует увеличению доли самостоятельной учебной деятельности. Самостоятельность в познавательной деятельности достигается за счет предоставления каждому обучаемому индивидуального «педагога» в виде персонального компьютера. Индивидуальная работа с этим «педагогом» способствует возникновению осознанной активности ученика; он обязан выполнять все задания самостоятельно, а это развивает его творческие способности, способствует созданию условий для самореализации.