Составление профессиональных задач по технологии обучения

Какова бы ни была проблемная задача, процесс ее решения предполагает постановку ясной, научно аргументированной цели и проектирование технологии решения. В связи с этим целевая позиция педагога является определяющей в разработке учебной задачи и включении ее в учебный процесс.

Это уже фактологический материал, который может быть объяснен теоретически. В обсуждении предполагаются описание реально происходящих явлений в педагогической действительности, профессиональная зарисовка состояния изучаемого объекта и явления и т. д. Главное состоит в том, что педагог производит выбор проектируемых интеллектуальных действий студентов, определяет предметную сферу этой деятельности. Делается это в соответствии с поставленной ранее целью, в результате чего педагогическая цель отражается в предметном содержании задачи.

Нельзя путать цели педагогическую и учебную. В данном контексте имеется в виду педагогическая цель, которая воплощается в проектируемое содержание учебной деятельности, управление познавательным и предметно-содержательными учебными действиями. Завершается второй этап сличением цели и результата. Логика такого анализа следующая: педагогическая цель — содержание задачи—операционное содержание задачи. И первый, и второй этапы представляют собой циклы связанных между собой действий.

Третий этап педагогической деятельности связан с ориентацией учебных действий. Регулирующим основанием служит вопрос задачи, который выполняет роль требования, указывает, что необходимо выяснить или объяснить. Формулировка требования, его содержание и логика непосредственно проистекают из предыдущих шагов педагога в течение двух подготовительных периодов. Требование задачи должно быть сопряжено с поставленной целью обучения и профессионального развития студентов.

Описание условий задачи предполагает факторное изложение известного и неизвестного, ориентированное на объективную возможность их сопоставительного анализа и выявление причинно-следственных связей, отношений. При этом в содержание задачи могут быть полностью включены необходимые связи, которые присутствуют в неявной, скрытой, форме или они могут частично отсутствовать. Тогда знания о них предполагаются у студентов в наличии. В этом плане от студентов потребуется их актуализация.