Социально-педагогическая помощь в жизненном самоопределении личности
Личность ребенка и подростка, а тем более взрослого человека характеризуется включенностью в большое многообразие социальных связей, социальных общностей и групп. охватить которые и тем более выработать некую стандартную систему воспитания невозможно. К тому же их жизнедеятельность постоянно изменяется. И единственный устойчивый социальный феномен, который обретает человек в ходе своего взаимодействия с социальным и другим окружением, — это приобретаемый им жизненный опыт, который осмысливается им самостоятельно с позиций сформированной структуры личных потребностей и тех или иных ценностей культуры, традиций, и на основе этой рефлексии вырабатывается своя жизненная позиция, определяется свой жизненный путь, происходит своеобразное жизненное самоопределение как один из основных способов социализации индивида в обществе. Процесс этого жизненного самоопределения начинается с первых лет жизни ребенка и на различных ее этапах обретает самые разнообразные формы, требующие от социального педагога специфических подходов и методов работы. Ребенок не столько рационально познает действительность, сколько эмоционально переживает ее. Его становление и развитие происходит в гораздо большей мере на основе включения в существующую социокультурную практику, бессознательного и сознательного постижения ее ценностно-нормативных основ, своего собственного «жизненного мира». При этом его субъективный опыт, его «я-образ» играют гораздо более существенную роль, чем познание, а представление о должном, алгоритме совершенного поведения и восприятия мира более значимо, чем постижение их внутренней сущности. Объект-субъектные и субъект-субъектные отношения в развитии ребенка играют гораздо большую роль, чем субъект-объектные отношения. Поэтому проектирование дошкольного воспитания возможно лишь за счет изменения метрики социального пространства и времени взаимодействия ребенка с другими людьми и одновременного раскрытия его духовной сущности, его потенциальных возможностей, обеспечения целостности его развития за счет единства внешних и внутренних источников.
К тому же выбор форм и видов деятельности и общения, характер выполнения соответствующих социальных ролей, мотивация, активность и т. д. во многом зависят от самого ребенка и той внутренней свободы, которую он обретает по мере его развития как субъекта соответствующей культуры и существующих социальных отношений. А для того чтобы стать таким субъектом, он должен быть не просто включенным в эту культуру и отношения, а и овладевать соответствующими знаниями, навыками, умениями, позволяющими ему успешно адаптироваться к окружающей среде, и, опираясь на рациональное развитие, вести себя целесообразно обстановке. Он должен подняться до уровня осмысленного существования и творчества.