Социально-педагогическая помощь в жизненном самоопределении личности

Все большую роль в жизни ребенка начинают играть группы сверстников. Главным периодом является выход ребенка из мира детства, основанного на подражании и бессознательном усвоении информации на веру, и его вступление в мир символической культуры, основанной на владении навыками письма и чтения. По существу, это первые шаги ребенка во взрослый мир, который начинает все больше привлекать его. Однако этот путь редко происходит бесконфликтно, и этот конфликт предстает как конфликт различных культур, который протекает по-разному в зависимости от состава семьи, пола, возраста ребенка, условий жизни семьи, ее социального положения и общеобразовательного уровня.

Через книгу, чтение и т. п. начальная школа вводит ребенка в новую для него духовную реальность и вместе с ним творит ее. Подобно тому, как верующий через Библию начинает переживать свою жизнь по-новому, так и ребенок с первого класса начинает жить во имя будущего, подготавливать себя к самостоятельной жизни на основе овладения опытом прошлых поколений. Настоящее, то, как воспринимает ребенок мир в повседневной реальности, отходит как бы на второй план, а вместе с ним и его игровая деятельность, его «мир детства». Для него начинается новая жизнь, которую предстоит еще понять, рационально осмыслить, определить ее смысл и значение исходя не из непосредственного социального окружения, а из интересов страны, народа, государства, человечества, национальных и иных ценностей. Для того чтобы понять эту новую жизнь, включиться в нее, ребенок должен как бы выделить себя из того жизненного мира, с которым был до этого неразрывно связан, сливался с ним, жил им, слепо подражая родителям и другим взрослым. Он должен как бы приподняться над этими реалиями и переосмыслить их с позиций новых идеалов, понятий и представлений. Сделать это одному без помощи школьного социального педагога чрезвычайно сложно.

Маленькому человеку на первых порах просто непонятно, зачем ему все это надо, почему он должен заставлять себя делать то, что ему не интересно, что его уводит от реальной жизни, наполняя ее новым содержанием, новыми значениями и смыслами.